О создании частных военных компаний в России

Таджибов В.Р., председатель совета директоров ООО "ЧОП "Центр-Альфа"

 Частные военные компании (далее – ЧВК) возникли за рубежом более 40 лет назад. Мировой опыт деятельности показывает все возрастающее их влияние в решении экономических, политических и военных задач в интересах создавших их государств. Общее количество ЧВК в мире насчитывает более 450, они осуществляют деятельность более чем в 110 странах мира и совокупная численность их сотрудников составляет более 5 миллионов человек.

По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям, большинство военных услуг ЧВК до 2014 года выполнялось в Ираке, Афганистане, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Колумбии.

В 2012 – 2014 гг. произошло резкое увеличение участия ЧВК в США, Великобритании, Франции, Бельгии, при этом функции их расширились за счет увеличения охраняемых военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств. Ежегодный объем услуг, представляемых ЧВК и охранными компаниями, возрос с 200 миллиардов долларов США в 2010 году до 350 миллиардов долларов США в 2012 году. Достаточно отметить, что за первые 9 месяцев президентства Барака Обамы число вооруженных сотрудников компаний-подрядчиков Министерства обороны США выросло на 236% – с 3 184 до 10 712.

В целях более полного понимания сущности деятельности ЧВК, в рамках данной статьи остановимся на понятии «ЧВК». В проанализированной нами литературе можно встретить различные названия: частные военизированные компании, частные военные компании, частные военные и охранные компании, частные военные контракторы, приватизационные военные фирмы и т.д.

В международном документе, известном  как «Документ Монтре» и определяющим правовые обязательства функционирования ЧВК дается следующее определение частных военных и охранных компаний: «частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников».

В военно-политическом словаре под редакцией Д.О. Рогозина ЧВК определяются так: «уполномоченные нанимающим государством негосударственные предприятия, специализирующиеся на выполнении ряда задач вооруженных сил, в том числе в локальных конфликтах».

Исследователь В. Неелов дает обобщающее определение ЧВК: «негосударственные коммерческие структуры, оказывающие заказчику (в нашем случае – государству) военные, охранные, консалтинговые, логистические или иные услуги, в условиях военных конфликтов и/или боевых действий». Мы согласны с данным определением, за исключением того, что ЧВК могут выполнять задачи не только в условиях военных конфликтов и боевых действий, но и в мирное время.

Приведенные дефиниции в общих чертах дают представление о характере задач, стоящих перед ЧВК.

Создание и законодательное закрепление института частных военных компаний в России, по нашему мнению, становится актуальным – дискуссия о необходимости создания ЧВК продолжается уже более 2-х лет. Следует отметить, что создание ЧВК не является самоцелью, и не все западные модели управления военным делом могут быть привнесены в Россию. Для этого, прежде всего, необходим всесторонний научный анализ данной проблемы, в результате которого будет представлен оптимальный вариант решения данной проблемы. Настоящее исследование призвано ответить на следующие вопросы:

- Существует ли потребность и необходимость в создании ЧВК?

- Уменьшится ли нагрузка на бюджет, выделяемый на оборону и безопасность?

- Возможен ли эффективный общественный, государственный (включая финансовый и правовой) контроль за деятельностью ЧВК?

- Можно ли рассчитывать на увеличение занятости трудоспособного населения?

В перечень вопросов можно также включить и сугубо специальные, касающиеся военной и охранной деятельности, что значительно увеличит предмет изучения.

Президент РФ В.В. Путин, выступая 11 апреля 2012 года в Государственной Думе, отметил, что создание ЧВК «действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства». Заместитель председателя Правительства РФ Д.О. Рогозин на заседании Военно-промышленной комиссии 20 октября 2012 г. в г. Тула предложил организовать межведомственную рабочую группу по созданию ЧВК. Внесенный 12 мая 2012 г. в Государственную Думу проект закона N2 62015-6 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» решением Комитета по обороне возвращен автору законодательной инициативы, в связи с отсутствием заключения Правительства РФ. С таким решением законодательного органа можно вполне согласиться в части необходимости основательной доработки данного закона. Дело не только в том, что деятельность ЧВК осуществляется в сферах, затрагивающих основные функции государства, но и в том, что она предполагает значительные изменения в российском законодательстве.

Создание закона о ЧВК потребует дополнений и изменений в административном, уголовном, трудовом, налоговом и военном праве, а также необходимо учесть правовые позиции норм международного права. Для разработки закона такого уровня необходимо привлечь ученых- юристов, экономистов, военных специалистов, бизнесменов, а также представителей институтов гражданского общества.

Создание ЧВК не противоречит Конституции РФ, нормам международного права и соответствует задачам, вытекающим из Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Следует отметить, что Стратегия национальной безопасности представляет собой документ, который обусловливает организационно-правовую основу создания ЧВК и определяет основные сферы их деятельности.

В зависимости от сферы деятельности, представляется возможным сделать вывод о том, насколько необходимы ЧВК в нашей стране. Во-первых, действуя за рубежом, ЧВК как неформальные, негосударственные структуры, содействуют обеспечению внешней политики и укреплению авторитета нашей страны в мировом сообществе. Во-вторых, продвижение и защита экономических интересов государства, бизнеса, физических и юридических лиц, сотрудничество с зарубежными частными страховыми и охранными компаниями с целью правовой и физической безопасности российских граждан указывает на экономическую составляющую деятельности ЧВК. Налоговые сборы от деятельности компаний также будут являться определенным вкладом в бюджет страны. В-третьих, с привлечением на работу в ЧВК лиц, уволенных на пенсию из числа военнослужащих Министерства обороны и других силовых ведомств, решаются вопросы трудоустройства значительного количества людей, то есть снижается социальная напряженность. Кроме того, в стране есть опыт привлечения на договорной основе частных охранных предприятий к профилактике преступлений – в этой работе могут участвовать ЧВК. В - четвертых, обеспечение безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; охрана нефтяных, газовых, энергетических систем; сопровождение конвоев с военными и гуманитарными грузами; тыловое обеспечение войск; консультирование и обучение военных специалистов. Все эти задачи могут эффективно решаться ЧВК. Обращая внимание на так называемые военно-охранные задачи, стоящие перед ЧВК, нельзя не обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в мире. Современные военные конфликты, «цветные революции» получили название гибридных войн, которые включают в себя комбинации гражданской, партизанской, террористической, информационной войн. Страны НАТО в этих войнах широко используют ЧВК. Этот опыт требует всестороннего анализа и использования в противодействии агрессии.

 

 

 

Все новости